Логопед - дефектолог

Занятия с логопедом-дефектологом направлены на коррекцию речевых нарушений, развитие коммуникативных навыков и устранение сопутствующих проблем (например, задержки психического развития, дислексии, дизартрии).

Диагностика

  • Оценка уровня речевого развития (звукопроизношение, словарный запас, грамматика, связная речь).
  • Проверка фонематического слуха, артикуляционной моторики.
  • Выявление сопутствующих нарушений (например, ЗПР, СДВГ, РАС).

Коррекция звукопроизношения

  • Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, языка, щёк).
  • Постановка звуков с помощью логопедических зондов или без них.
  • Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях. Дифференциация смешиваемых звуков.

Расширение словарного запаса и развитие грамматики

  • Обогащение лексики (тематические карточки: «Одежда», «Транспорт» и др.)
  • Работа над правильным употреблением падежей, рода, числа («один мяч – два мяча»).
  • Составление предложений, исправление аграмматизмов.

Формирование связной речи

  • Пересказ текстов по картинкам или вопросам.
  • Составление рассказов по серии сюжетных изображений.
  • Описание предметов, явлений (по схеме: цвет, форма, размер, назначение).

Коррекция сложных нарушений (при ЗПР, дизартрии, алалии, заикании)

  • Дыхательные упражнения (для плавности речи при заикании).
  • Логопедический массаж (при дизартрии, гипотонусе мышц).

Развитие неречевых функций

  • Мелкая моторика (пальчиковые игры, штриховки, лепка).
  • Пространственная ориентация (право-лево, предлоги «над», «под»).
  • Внимание, память, логика (игры «Четвёртый лишний», «Запомни и повтори»).

Используемые методики:

  • Артикуляционная гимнастика (Т.А. Ткаченко, Е.М. Косиновой).Артикуляционная гимнастика (Т.А. Ткаченко, Е.М. Косиновой).
  • Логоритмика (совмещение речи с движением и музыкой). Игровые технологии (куклы, интерактивные доски, лото).
  • Метод сенсорной интеграции (при РАС, СДВГ). Дифференциация смешиваемых звуков

Для каких детей нужны занятия?

  • 2–3 года: если ребёнок не говорит или использует менее 20 слов.
  • 4–5 лет: при неправильном произношении звуков, бедном словаре, ошибках в предложениях.
  • 6+ лет: при дисграфии, дислексии, заикании.

Занятия строятся в игровой форме, чтобы мотивировать ребёнка, а прогресс зависит от регулярности и домашних упражнений, которые логопед рекомендует родителям.